Можно ли вернуть деньги если перевел мошенникам

Звонок из банка Безопасность

Как вернуть деньги от мошенников?

Представим довольно обычную для нашего времени ситуацию: вам позвонили мошенники, представились службой поддержки Сбербанка или другого банка, наплели вам с три короба, напугали, в результате произошел один или несколько денежных переводов с ваших счетов на счета мошенников.

Когда вы делаете перевод он может еще некоторое время находиться «в обработке». Это не значит, что в это время перевод можно отменить. Банк может зафиксировать заявку на отмену перевода, а не о том, что вернет эти деньги без согласия получателя. Здесь подразумевается, что банк свяжется с получателем самостоятельно и попробует вернуть ваши деньги.

Если получатель — мошенник, конечно, он не согласится вернуть деньги.

Возможно ли вернуть деньги, отправленные мошенникам?

Надо посмотреть, какими были ваши действия. Вы должны доказать банку, что никак не участвовали в переводе: не передавали мошенникам данные своих карт, не сообщали логин и пароль для входа в личный кабинет или мобильное приложение, не передавали ни по телефону, и никуда не вводили код из СМС или Push-уведомления, не помогали регистрировать новое устройство для доступа в ваш личный кабинет, не устанавливали на свой телефон программу удаленного управления типа TeamViewer и др.

Очень сомнительно, чтобы это было так. Почти наверняка мошенники что-то вытянули из потерпевшего, поэтому нужны подробности. Скорее всего банк отправлял на ваш номер телефона СМС с кодом, и он был использован. Поэтому считается что операцию совершили вы. А дальше вступает в действие ФЗ-161 «О национальной платежной системе»:

161 ФЗ, статья 5, пункт 7
Если иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом, безотзывность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.

Как только деньги ушли, банк уже не может их вернуть. А уходят они мгновенно. Дальше их можно вернуть только через получателя платежа: или добровольно, или через полицию, органы следствия и суд. Но ведь получателя еще и найти надо, а это может быть счет, оформленный на бомжа.

Под действием мошенников оформила кредит и перевела его преступникам, думая, что это банк.
Алексей Слегтин
Алексей Слегтин
Эксперт по дистанционному банковскому обслуживанию, высшее юридическое образование
Задать вопрос
К банку каких-либо претензий скорее всего предъявить не получится, поскольку для совершения перевода были введены необходимые данные для идентификации клиента. Есть много судебных решений по аналогичным спорам, в которых клиентам отказывали в исках к банку.
Деньги можно взыскать только с получателя денег (владельца счета получателя) в порядка неосновательного обогащения на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации. О недействительности сделки речь не идёт, поскольку, как правило, в таких случаях никаких документов не оформляется, следовательно, правовых оснований для получения денег у мошенников не было.
Первым делом нужно подавать иск в суд о взыскании переведенной суммы с получателя денег с ходатайством о наложении ареста на счёт получателя. Затем уже писать заявление в полицию и банк.

Банк России объявил, что имеет намерения упростить процедуру возврата денег обманутому в результате кибермошенничества. Центробанк работает над законопроектом, принятие которого может увеличить долю возврата похищенных мошенниками средств в несколько раз. Изменения предполагают автоматическую блокировку спорной суммы на счете злоумышленника или посредника после обращения жертвы, а также упрощенную судебную процедуру без привлечения истца и ответчика. Планы ЦБ потребуют фундаментальных изменений законодательства. К 1 июля регулятор по поручению президента должен подготовить дополнительные меры по защите граждан от действий мошенников.

Первая предполагаемая новация — автоматическая блокировка спорной суммы на счете вероятного мошенника сразу же после обращения пострадавшего.

Блокировка суммы важна, поскольку, по данным кредитных организаций, мошенники в 50% случаев снимают похищенные деньги в течение часа после перевода, в 47% — в течение двух-трех часов. И только в 3% инцидентов средства могут задержаться на счете до суток. Причем зачастую злоумышленники, чтобы запутать следы, используют целую цепочку переводов, а в качестве первого получателя — дропа (подставная личность, данные которой используются мошенниками, чтобы сохранить свою анонимность). В нынешней ситуации (май 2021 года) у банков нет правовых оснований заблокировать уже зачисленные средства ни на промежуточном, ни на конечном счете, а также отказать в выдаче средств.

Оцените статью
Денег накопи и квартиру купи
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.