Можно ли вернуть деньги если перевел мошенникам или не туда

Звонок из банка Безопасность

Как вернуть деньги от мошенников?

Представим довольно обычную для нашего времени ситуацию: вам позвонили мошенники, представились службой поддержки Сбербанка или другого банка, наплели вам с три короба, напугали, в результате произошел один или несколько денежных переводов с ваших счетов на счета мошенников.

Когда вы делаете перевод он может еще некоторое время находиться «в обработке». Это не значит, что в это время перевод можно отменить. Банк может зафиксировать заявку на отмену перевода, а не о том, что вернет эти деньги без согласия получателя. Здесь подразумевается, что банк свяжется с получателем самостоятельно и попробует вернуть ваши деньги.

Если получатель — мошенник, конечно, он не согласится вернуть деньги.

Возможно ли вернуть деньги, отправленные мошенникам?

Надо посмотреть, какими были ваши действия. Вы должны доказать банку, что никак не участвовали в переводе: не передавали мошенникам данные своих карт, не сообщали логин и пароль для входа в личный кабинет или мобильное приложение, не передавали ни по телефону, и никуда не вводили код из СМС или Push-уведомления, не помогали регистрировать новое устройство для доступа в ваш личный кабинет, не устанавливали на свой телефон программу удаленного управления типа TeamViewer и др.

Очень сомнительно, чтобы это было так. Почти наверняка мошенники что-то вытянули из потерпевшего, поэтому нужны подробности. Скорее всего банк отправлял на ваш номер телефона СМС с кодом, и он был использован. Поэтому считается что операцию совершили вы. А дальше вступает в действие ФЗ-161 «О национальной платежной системе»:

161 ФЗ, статья 5, пункт 7
Если иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом, безотзывность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.

Как только деньги ушли, банк уже не может их вернуть. А уходят они мгновенно. Дальше их можно вернуть только через получателя платежа: или добровольно, или через полицию, органы следствия и суд. Но ведь получателя еще и найти надо, а это может быть счет, оформленный на бомжа.

Под действием мошенников оформила кредит и перевела его преступникам, думая, что это банк.
Алексей Слегтин
Эксперт по дистанционному банковскому обслуживанию, высшее юридическое образование
Задать вопрос
К банку каких-либо претензий скорее всего предъявить не получится, поскольку для совершения перевода были введены необходимые данные для идентификации клиента. Есть много судебных решений по аналогичным спорам, в которых клиентам отказывали в исках к банку.
Деньги можно взыскать только с получателя денег (владельца счета получателя) в порядка неосновательного обогащения на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации. О недействительности сделки речь не идёт, поскольку, как правило, в таких случаях никаких документов не оформляется, следовательно, правовых оснований для получения денег у мошенников не было.
Первым делом нужно подавать иск в суд о взыскании переведенной суммы с получателя денег с ходатайством о наложении ареста на счёт получателя. Затем уже писать заявление в полицию и банк.

20.12.2021 — Банк России объявил, что намерен упростить процедуру возврата денег обманутому в результате кибермошенничества. Центробанк работает над законопроектом, принятие которого может увеличить долю возврата похищенных мошенниками средств в несколько раз. Изменения предполагают автоматическую блокировку спорной суммы на счете злоумышленника или посредника после обращения жертвы, а также упрощенную судебную процедуру без привлечения истца и ответчика. Но планы ЦБ потребуют фундаментальных изменений законодательства. К 1 июля регулятор по поручению президента должен подготовить дополнительные меры по защите граждан от действий мошенников.

Первая предполагаемая новация — автоматическая блокировка спорной суммы на счете вероятного мошенника сразу же после обращения пострадавшего.

Блокировка суммы важна, поскольку, по данным кредитных организаций, мошенники в 50% случаев снимают похищенные деньги в течение часа после перевода, в 47% — в течение двух-трех часов. И только в 3% инцидентов средства могут задержаться на счете до суток. Причем зачастую злоумышленники, чтобы запутать следы, используют целую цепочку переводов, а в качестве первого получателя — дропа (подставная личность, данные которой используются мошенниками, чтобы сохранить свою анонимность). В нынешней ситуации (май 2021 года) у банков нет правовых оснований заблокировать уже зачисленные средства ни на промежуточном, ни на конечном счете, а также отказать в выдаче средств.

Бывает, что просто отправил деньги «не туда», что делать?

Довольно распространенная ситуация, когда отправляют деньги по номеру телефона, но толком не проверяют, какой получатель высветился, как минимум должны показать имя и первую букву фамилии.

Если у получателя нет проблем с банками и он вменяемый, можно с ним связаться по телефону, рассказать об ошибке и он вернет деньги (сам или с помощью своего банка). Но может быть и по-другому.

Например, если получатель — должник перед банком или на него открыто исполнительное производство. В этом случае поступившие деньги автоматически заберут со счета получателя и он не сможет их вернуть даже при желании. Тем не менее,

вернуть их должен получатель, это установлено главой 60, ст. 1102 ГК РФ, п. 1.27. Положения Банка России от 29.06.2021 N 762-П «О правилах осуществления перевода денежных средств». Как только деньги поступают на счет получателя, он несет за них полную ответственность. По закону он должен сам вернуть вам деньги, если они попали к нему по ошибке.

А если получатель не хочет этого делать?

Я в сентябре по ошибке отправил 100000 на карту неизвестного мне человека. Продиктовала неправильный номер мама. На ее карте стерлись цифры, поэтому она продиктовала номер с двумя ошибками. Женщина не скрывает, что получила 100 000 руб. по ошибке. Но при этом не только не возвращает деньги, а пытается «замести» следы (срочно закрыла свою банковскую карту). Сейчас сужусь.

Что грозит получателю? Как минимум «неосновательное обогащение» и гражданский иск в суд. Но не исключена и уголовная статья, как в этом деле — кража 8000 рублей, ст.158 ч.2.

Что сделал?
— Попросил банк связаться с получателем. Сбер сделал это, но получатель не вернул деньги;
— Подал в суд на банк (незаконное обогащение);
— В суде попросил узнать данные держателя карты, на которую я ошибочно отправил деньги;
— Сбер предоставил данные суду. Я подал ходатайство о привлечении этого человека соответчиком. Суд удовлетворил ходатайство;
— На днях отправил в суд заявление об обеспечении иска. На следующей неделе узнаю — согласился ли суд заблокировать деньги на счете получателя или нет.

В итоге все завершилось хорошо (через полгода),

Получателю моего ошибочного перевода вручили повестку в суд. И тут всё закрутилось ). …

Вчера она вновь сходила в Сбер и отправила по моим реквизитам 100000. Заплатила комиссию 2000

Таким образом, «отозвать» перевод невозможно. Банк может попытаться связаться с получателем и согласовать с ним возврат. Если получатель откажется — банк ничего сделать не сможет. Если это в рамках одного банка, все достаточно просто, но если перевод ушел через СБП в другой банк, то всё намного более проблематично. Хотя в теории точно так же — банк должен выяснить, кому и в какой банк ушел перевод и запросить уже у банка получателя «согласовать с клиентом возврат».

Но бывают и обратные ситуации.

Если вам на карту пришли деньги по ошибке, что делать?

https://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=message&FID=61&TID=359777

От 900 приходит смс:
«Любовь Алексеевна Ш. перевела вам 5000 RUB»
Никаких Любовей я не знаю и денег ни от кого не жду. Иду в Сбербанк Онлайн — деньги действительно упали на счет.
Пишу в диалоги в приложении — мол, проверьте платеж, кажется, кто-то ошибся и не тому человеку перевел. Если это ошибка — отменяйте перевод, мне чужих денег не надо.

Через 4 дня:

смс от номера 900
01.01.2019 на Вашу карту поступил перевод на сумму 5000.0р от ЛЮБОВЬ АЛЕКСЕЕВНА Ш. сообщает что ошибся в реквизитах и просит вернуть перевод. Для подтверждения возврата отправьте такой-то смс пароль на номер 900.

Днем мне начислили ЗП. Практически сразу после зачисления я получаю смс о списании еще 5000 уже моих кровных рублей. И смс о том, что мой запрос урегулирован деньги возвращены тому человеку, который ошибся с переводом. ВОЗВРАЩЕНЫ ЕЩЕ РАЗ.

Таким образом, банк дважды списал неправильный перевод с моей карты в пользу нерадивого отправителя этого перевода и теперь отказывается возвращать деньги. На сообщение «с просьбой предоставить разрешение на отмену перевода» реакции от той самой ЛЮБОВИ АЛЕКСЕЕВНЫ Ш. которая отправила мне перевод, разумеется, не последовало.

Тут явная вина банка.

Но бывают и варианты, когда деньги засылают мошенники.

В последнее время начал набирать популярность новый вид карточного кидалова на большие деньги. Общий принцип:
1. Связываются с целью и под любыми предлогами «присылают» денег на карту.
2. Получатели денег или пересылают часть суммы, оставляя себе процент, или отдают какой-то товар.
3. Проблема в том, что п.1 — поступление денег — транзакция вида «отмена оплаты» в мошенническом POS-терминале, т.е. это НЕ перевод.
4. Через 2-3 дня приходит отмена «пополнения» и на счету образуется минусовой остаток, который теперь кинутому клиенту банка предстоит погасить. Суммы гоняют достаточно крупные, 100-300 тысяч рублей.
НЕ ВЕДИТЕСЬ! ЭТО НЕ ПОПОЛНЕНИЕ Card2card (безотзывная транзакция).

Если пришли деньги от человека, с которым раньше не было отношений, то как минимум неделю не возвращайте платёж под любыми предлогами

Константин Левашов

Вкладчик с 2004 года, пережил крах 5 банков без потерь.
Пользуется 6-8 кредитными картами, никогда не платил проценты.
Высшее финансовое образование.

Оцените автора
Денег накопи и квартиру купи
Добавить комментарий или отзыв

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.